88888 Центр психологического консультирования
Центр психологического консультирования
ГЛАВНАЯ · УСЛУГИ ПСИХОЛОГА · НОВОСТИ · НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ · СТАТЬИ · МЕРОПРИЯТИЯ · ЗАМЕТКИ СО ВСТРЕЧ · АРТ-ТЕРАПИЯ · ·
Записаться на консультацию
Как найти своего психолога
Ближайшие мероприятия
Мероприятия







Нифонт Долгополов. Артгештальттерапия: что это за зверь?

в меню АРТ-ТЕРАПИЯ


Артгештальттерапия: что это за зверь?


…В детстве я ходил на занятия к профессору московской консерватории Исааку Рабиновичу,
поскольку родители хотели, чтобы я занимался музыкой. Впрочем, мне и самому нравилось соприкасаться пальцами со звуками старенького пианино Ibach, стоявшего на даче с незапамятных времен. Конечно, я не сильно любил играть гаммы и арпеджио из «Виртуозного пианиста» Hanon, но наивные мелодии из «Детского альбома» П. И.Чайковского и «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» чем-то задевали мое детское сердце…

… А на какой-то праздник мне подарили огромную коробку супер-карандашей «Искусство» — целых 48 цветов!!! И я в свои четыре года важно садился за большой дубовый стол в крохотной гостиной и старательно пытался нарисовать на бумаге подобие «настоящих» картин, висевших по стенам дачного домика (художники, картины, которых собирали мои родители, в то время были достаточно известны — В. Бялыницкий-Бируля, В. Цыплаков, Б. Щербаков). Правда, больше всего мой творческий азарт, восхищение и соперничество возбуждали не картины «маститых», а мамины картины — «Учитель», «Цыганка», которые она написала, когда училась в Суриковском ( к сожалению, все эти картины потом погибли при пожаре ветхого домика…)

Музыкантом я не стал, и художником также… Стал психотерапевтом, но когда в терапии появляется-проявляется искусство, мне почему-то очень приятно.
Собственно, это главное основание, почему я пишу этот текст...



В 1989 году я начал обучаться гештальт методу, причем в школе интегративного направления — Институте Фрица Перлза в Гамбурге. Тренеры Сигрид Паппе и Вильфрид Шлей в нашей группе широко применяли Арт-средства: то мы что-то рисовали, то что-то лепили… А параллельно я обучался психодраме, как известно, основанной на искусстве играть на сцене и перевоплощаться в разные роли…

Так что мое профессиональное обучение психотерапии было пронизано соприкосновением с искусством рисования, лепки, коллажа, сценического воплощения…

Еще я немножко писал стихи, в основном шутливые: шаржи на своих коллег-психологов ( поскольку в начале своей «карьеры» работал в психологической лаборатории, бурлящей творчеством, в том числе и вербально-остроумным). Сочинял стихи не Бог весть, какие, и все больше по случаю, то бишь в праздники, для веселья, но все же дрожь рифмы будоражила мне кровь…

Вот почему, когда я начинал использовать в работе с клиентами гештальт терапию и преподавать ее, я часто использовал Арт-средства ...

В данном тексте на основе собственного опыта артгештальттерапии (далее иногда «АГТ») я попробую «рисовать» словами собственную «картину методологии артгештальта».
Конечно, не «монументальное полотно»… А так — простые эскизы, посвященные выпуску Сибирского Сборника по Артгештальттерапии, выпускаемого Людмилой Францкевич и другими гештальтистами Красноярского края…

1. Эскиз первый. «ДЛЯ ЧЕГО?!»

В своих методологических размышлениях про АГТ я сразу споткнулся о вроде бы простой вопрос студентов: «А для чего использовать Арт в психотерапии и, в частности, в гештальте?»


Сначала я «умничал» и отвечал по пунктам, в чем польза и задачи арт-терапии. Потом понял, что если быть честным, то первый ответ звучит: «А для того, чтобы терапевт, который любит рисовать (лепить, играть на инструментах…), мог бы заниматься этим процессом и в своей профессиональной деятельности!» ( Или : «А для того, чтобы клиент, который любит рисовать (лепить, играть на инструментах…), мог бы заниматься этим и для лечения себя!»)


Ответ второй касается опять же консультанта-терапевта: «А для того, чтобы консультант, «хелпер» (по-русски,«помощник») даже без профессиональной психоаналитической или другой многолетней психотерапевтической подготовки мог бы помогать многим клиентам не сложными вербальными инструментами, а простыми арт (изобразительными, игровыми, музыкальными) средствами.»



Третий ответ: « А потому, что на свете есть дети! А дети не любят слов, но любят рисовать, петь, двигаться, играть роли!» И даже, когда они нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, они хотят рисовать, петь и т.д.!

Итак, артгештальттерапия — это ПРОСТОЙ и ПРИЯТНЫЙ психологический инструмент: мы, например, рисуем, а клиент лечится (развивается и т.п.)



Следующий, конечно, вопрос: «Нет, а все-таки скажите: А ДЛЯ ЧЕГО АРТ КЛИЕНТУ?»



Наш ответ тоже прост: «Прежде всего, ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ и УДЕРЖАНИЯ ЧУВСТВ!»

Причем то, над чем бьются вербальные психотерапевты: «Как удержать и плазму переживания, и осознавание?», в Арте решается просто (возьмем для примера только рисунок): «…ты рисуешь… поток чувств льется на бумагу… в любой момент можно спросить про осознавание — а сейчас что с тобой происходит?...»



Собственно и были бы все счастливы от простоты бытия… Вербалисты-психотерапевты фиксируют, помогают определить словами в сознании клиента невротические механизмы, мешающие человеку хорошо жить…

А АРТисты- гештальтисты помогают не застаиваться чувствам, отреагировать на бумаге, в безопасном пространстве то, что невозможно выразить словесно…

(А все остальные «цели и задачи артгештальттерапии» – от лукавого, от куриного и слоновьего —читай Ф. Перлза — …словесного поноса).



2. Эскиз второй. (Продолжение эскиза первого) «АРТГЕШТАЛЬТ-ЭТО ГЕШТАЛЬТ-МЕТОД?»


Собственно и были бы все счастливы от простоты бытия…

Так ведь нет ....Нет успокоения и благолепия от ясности в границах…

Ведь тот же рисунок — он же может быть использован как диагностика, как экспертный метод («Нарисуй дерево», «… дом», «… семью» и прочее).

И тут целые баталии между несовместными методами начинают разворачиваться…
Бессознательный поток чувств, выливаемый на бумагу, непроизвольно сталкивается с аналитическим прищуром психотерапевта-диагноста и…

И… вдруг гештальтист, который обычно в ответ на словесный вопрос клиента: « Что это означает, доктор?!», естественно, «возвращает вопрос» клиенту: « А не знаю, солнышко… Значение можете сформировать только вы… А мои значения играют только вторичную роль», при работе с рисунком ( лепкой, песком…) почему -то начинает регрессировать до собственной экспертной оценки, «вещать» про национально-культурно-исторические значения того, что происходит на рисунке… На рисунке – модели внутреннего мира клиента!.. То есть про внутренний мир клиента гештальтисты вроде бы уже договорились, что его может понять только сам клиент, а для терапевта – только возможно строить свои гипотезы на основе фактов клиента, а про ВНЕШНЕЕ ОТОБРАЖЕНИЕ (причем неизвестно сколько раз и как трансформированное отображение) внутреннего мира клиента МЫ СОБЛАЗНЯЕМСЯ ЧАСТО что-то такое «знать» и «понимать»…

Мол, ента закорючка на рисунке, безусловно, «интроект» — видите, как она не очень уместна, да и неясно простроена – сразу видно, что не ассимилирована… Да, дела…
Тут впаду в дидактический раж!

Артгештальттерапевтов прежде всего, конечно, НАДО учить АЗАМ феноменологического гештальт-метода! Тому, что ничего ЭТА ЗАКОРЮЧКА не означает! Что банан — это прежде всего банан! А черный цвет — это просто черный цвет, а не реминисценция отчаяния или депрессии из Руководства Люшера.

А иначе мы ничем не отличаемся от рождественского прикольного гороскопа: «Вы Рак, вам нужно сегодня пить ООО-чень хорошее пиво!»

Ну… а зачем тогда обучают гештальтарттерапевтов всяким культурно-диагностическим значениям элементов рисунка?

Первый ответ: «Не знаю!» (То есть не считаю обязательным, во всяком случае не считаю это первичным профессиональным знанием).

Более того, при таком обучении закономерно возникает неизбежная неразбериха. Как в советское время под «критикой буржуазной психологии» понималась возможность изучать и интересоваться оной и иметь право читать и начать увлекаться Фрейдом, то и здесь — изучая диагностические значения элементов рисунка, практически все студенты прихватывают «экспертную позицию»: «А все-таки банан, это хоть чуть- чуть, но фаллос».




А надо-то для гештальтиста другое. Чтобы все эти фаллосы - бананы обозначали лишь ЗОНУ ИНТЕРЕСА (ЛЮБОПЫТСТВА) ТЕРАПЕВТА! В данном случае — ЗОНУ ИНТЕРЕСА про то, КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ в рисунке данного клиента.

И учить надо, конечно, другому в гештальт-методе. Например, про «рисунок как функцию контакта».

То есть учить гештальтистов наблюдать, «УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЛИ СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ ТЕРАПЕВТА ПРИ РАССМАТРИВАНИИ ДАННОГО РИСУНКА ИЛИ РИСУЮЩЕГО КЛИЕНТА?» Или: «Увеличивается ли сексуальность клиента при рисовании или при показе рисунка или рассказе о нем?», «На что или КАК РЕАГИРУЕТ КЛИЕНТ в ответ на прямой вопрос: «Как проявляется ваша сексуальность в этом рисунке?» или на чересчур навороченный по форме, но имеющий смысл по содержанию: «Как проявлены остановки вашей сексуальности на вашем рисунке?»



Но поскольку трудное искусство — обучить тому, как все это наблюдать и как про все это расспрашивать, то невольно происходит известный процесс «сдвига мотива на цель»… И вот уже гештальттерапевт с увлечением рассказывает, что прошлое на рисунке находится левее, а будущее правее... И понятно, что ничем это знание не отличается от ранне-нелперовской трактовки о том, что если человек глазами туда поведет, то, мол, про прошлое вспомнил, а в другую сторону — про будущее воображает… Или от попсового самоучителя по управлению людьми : «…Скрестил руки — закрылся, гад, открыл руки — бей его скорее!».

Поэтому даже, если по статистике «Раки любят пиво», то не в этом суть клиентского знания, помогающего ему продраться сквозь собственные психологические проблемы.
А про всякие значения рисунка – небесполезное знание – всегда можно интроективному, то есть насыщенному всякими чужими правилами и нормами, клиенту на вопрос: « А что это означает?» ответить в рамках гештальт-метода: « В старых книгах писали, что это значит…» Поскольку, действительно ведь в гештальттерапии «культурно-исторические значения» имеют сугубо историческую ценность, являются АНАХРОНИЗМОМ, а АКТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ связано с актуальным возбуждением конкретного клиента в конкретной ситуации СЕЙЧАС.



3. Эскиз третий. (Продолжение второго эскиза). «Слова…Слова?»



Думаю, что полезно было бы, если бы слова «артгештальттерапевт» и «гештальтарттерапевт» обозначали разные СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

«Артгештальттерапевт» — это арттерапевт, который владеет идеологией гештальт метода и умеет быть феноменологичным, не экспертным, диалогичным… И не обязательно умеет словесно «завершать гештальты», зато умеет «завершать гештальты» рисунком, или танцем или еще чем-то из Арта. И гештальт-метод является у него способом осознавания у клиента и основой для тенденции к диалогичности внутри Арта.

А «гештальтарттерапевт» — это вербально работающий гештальтист, который может вплетать в ткань диалога и экспериментального действа разнообразный Арт, и работу с клиентом он завершает словесным осознаванием, а не интегрирующим рисунком или танцем.

(Разумеется, в реальности возможны разные «смеси» Арта и Гештальта внутри специалистов, а не только описанные полярности. Главное, чтобы смесь была гармоничной, а не гремучей).

Я вот, например, явно в основном являюсь гештальтарттерапевтом, и лишь в дидактическом показе или в отдельных сессиях с реальными клиентами проявляюсь как артгештальтист.

(Аналогично, полезно посмотреть — в реальном профессиональном процессе, который организует конкретный психолог-консультант – арт-терапевт — чего больше: Арта или Терапии?)

Разумеется, это размышление касается не только гештальт-метода. Например, я как сертифицирующий супервизор, однажды выдал специфический сертификат «Основы психодрамы», поскольку публичная работа с клиентом, которую показывал сертифицируемый, была прекрасна и безупречна как «артпсиходраматическое действо», основанное на спонтанном движении, импровизации студента и клиента, но она не являлась зачетной «психодраматерапевтической» (более строгой по осознанности терапевта и клиента, с более явной «фигурой», с более жесткой структурой действия и техниками).

Известный психодраматист Якоб Наор, приезжавший неоднократно в Москву, Киев, Алматы, показывая великолепные образцы бессознательного действа, спонтанного движения и танца, неслучайно называет их «экспрессивной терапией», а не классической психодрамой.



4. Эскиз четвертый. (Продолжение третьего эскиза). «Что такое Арт?»


Артом чаще всего называют всего рисование (не случайно, по-английски artist это прежде всего «художник»). Но всего лишь потому, что бумага – самый удобный (простой, дешевый) материал, на котором можно с помощью карандашей и красок в любой обстановке что-то изобразить (как в восточной рассказке про то, как была изобретена бумага: император приказал сделать нечто для письма, что было бы легче, чем бамбук, и дешевле, чем шелк). В 1993-ем для воркшопа, посвященного гештальт-работе с глиной нашей группе пришлось ехать в Гамбург – не тащить же все эти килограммы в Москву, куда обычно приезжали наши тренеры…

Так что Арт – это и сценки, и коллажи, и инсталляции, и боди –арт, и все что-угодно…
Напомним также банальные вещи: под Артом понимается не какой-то специфический арт-материал (в современном мире для произведения искусства могут быть использованы почти любые вещи) и не внешние признаки арт-процесса, а ФУНКЦИЯ.

Например, СОЗЕРЦАНИЕ и ЛЮБОВАНИЕ плодами японской вишни – это Арт, а сбор урожая этих плодов – это не Арт, а заготовка еды. Так же и нарисовать красками на бумаге, как проехать в МИГИП — это не Арт, а работа администратора (а его любование процессом рисования – просто штрих к удовлетворенности профессиональным трудом).

Ну и вроде понятно из эскиза 3 (см. выше), что артгештальттерапевт более специализирован в видах Арта, поскольку он отталкивается от знания и собственного удовольствие в какой-то конкретной области искусства, а гештальтарт более разносторонен: для него ведь Арт — всего лишь частичка терапевтического процесса. Арт-составляющая для него чаще всего является Арт- экспериментом, инкрустированным в процесс гештальт-терапии.

Интересно, что многие Техники, на наш взгляд, могут выполнять, а могут не выполнять Арт-функцию. Например, техника семейной скульптуры – в гештальт-терапии семьи сама по себе не является Артом, но добавьте сюда инструкцию БЕСЦЕЛЬНОГО (то есть не связанного непосредственно с какой-то терапевтической задачей) СОЗЕРЦАНИЯ и ЛЮБОВАНИЯ – и чем вам не Арт?!



5. Эскиз пятый. (Продолжение четвертого эскиза). «АГТ и осознавание защитных механизмов - две вещи несовместные?»


Откуда вопрос? Ну понятно… Из моего пафоса во втором эскизе про несовместимость аналитического прищура терапевта и гештальт-метода. А конечно, понимание про «защитный механизм» это все равно, как ни верти — «экспертиза».
Пара предварительных замечаний.



Ну, во-первых, в «акционных» психотерапевтических методах (к коим иногда относят и гештальт, кстати «акционные» — в которых действие, а не слова) есть такое понятие «осознавание ЧЕРЕЗ действие» (например, см.П. Келлерман. Психодрама крупным планом). Тут есть тонкость: имеется в виду не осознавание как процесс, параллельный действию, и не регулярный процесс «взгляд сверху на действие». А странный малоуправляемый процесс вспышек осознавания ВО ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ, а затем, когда интенсивное действие заканчивается, завершающийся
«инсайтным пониманием», «новым взглядом на ситуацию», «пониманием собственных барьеров».

Если придумать «картинку» для аналогии, то может, подойдет следующая: в процессе разжигания костра, особенно в сырых погодных условиях и при наличии не очень хороших спичек, ДЕЙСТВИЕ состоит из подкидывания веточек и дощечек, раздувании начинающих тлеть дощечек. При этом огонек то появляется, то угасает… То в одном месте появляется огонек, то в другом… Приходится предпринимать НОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Нужно снова искать и подкидывать полусухие ингредиенты костра. И снова раздувать еле тлеющий костер. Пока, наконец, ПЛАМЯ не вспыхнет и не разгорится устойчиво и сильно.

При этом различные формы мерцающего огня в этом процессе – это и есть Осознавания, которые потом перерастают в случае успешного действия в Инсайт — ясное устойчивое Пламя…



Во-вторых, в акционных методах есть различение на жанры: «дионисийский» (с высокоинтенсивным спонтанным действием и низким уровнем контроля сознания) и «апполонический» (с менее интенсивным и более управляемым, более структурированным действием ). (См. у того же П.Келлермана).

Возьмем, опять же, Психодраму, поскольку она является на самом деле в нашем понимании и Психодрама Арттерапией, включающей сильный аспект Искусства, Зрелищности, Ролевой игры (некоторые виды психодрамы называются «театром» – такие как, «театр спонтанности», «плейбек-театр» и др.)

Ясно, что выше описанное различение между артгештальтом и гештальтартом, скорее могут быть тоже в целом соотнесено с различием между «дионисийским» или «апполоническим» стилем действия
.
Ну, а теперь возвращаемся к вопросу « АГТ и осознавание защитных механизмов — две вещи несовместные?»

Наши ответы вкратце:

1. Изучать «механизмы прерывания в гештальте» необходимо и полезно для специалиста АГТ.

2. Обсуждать напрямую с клиентом механизмы его прерывания (типа «Что останавливает Вас в…?», «Осознаешь ли ты…?») – вполне эффективные вопросы в вербальной гештальт-терапии, в АГТ, (как и в психодраме), как правило, неполезно.

3. Гораздо полезнее организовать ПОЛНОЦЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ (серию рисунков, серию экспериментальных сценок и т.п.) и после окончания его (действия) в СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННОМ и ЗАРАНЕЕ ОБГОВОРЕННОМ С КЛИЕНТОМ пространстве сессии, спросить клиента о том, что он ПОНИМАЕТ, ОСОЗНАЕТ в результате СЕГОДНЯШНЕГО АРТ-ДЕЙСТВА.
Знание защитных механизмов позволяет сформировать терапевтические гипотезы о механизмах прерывания во время наблюдения за клиентом в процессе действия, позволяет терапевту предлагать клиенту те или иные модификации действия во время сессии, и задавать более сфокусированные вопросы на осознавание в конце работы (например, при ретрофлексии клиента – спрашивать о том, что он понимает-осознает про остановку собственных импульсов, желаний в результате сегодняшней сессии).

Чем более «дионисийским» является Арт-действо, тем больше отдает специалист АГТ «ответственности» бессознательному клиента, и тем более отделенной от Бессознательного Действа должна являться работа по осознаванию (вплоть до того, что она производится на следующей встрече с клиентом).

Кстати, чем еще удобен рисунок на бумаге — он может выступать и как средство «разогрева чувств», и как средство «замораживания» — стоит его отодвинуть подальше от автора рисунка (конечно, необходимо учитывать при этом и степень разогретости чувств самого терапевта, и характерологию клиента).

А баланс «разогретости» и «замороженности», и соответственно, «дионисийства» и «апполонического», является, на наш взгляд, одним из главных инструментов в Артгештальте, позволяющим регулировать степень осознанности клиента.



Отдельный вопрос: требует ли «апполонический» стиль АГТ дольшего обучения, чем «дионисийский»? Вроде бы да, поскольку профессионализация в первом случае требует более сложного «апполонического» изучения «законов гармоний» и вербального психотерапевтического языка… А с другой стороны, поскольку человек в современной цивилизации. утерял навыки естественного «дионисийства», не связанного с употреблением расслабляющих наркотических и алкогольных средств, то освоение-возвращение социально-культурно-контекстуально релевантного «спонтанного действа» ( полезного и безопасного для профессионального сообщества и общества в целом) – далеко не простое и иногда не менее трудоемкое и длительное...




Заключение


«Чему меня научил Артгештальт?»


Почему-то вспомнился эпизод из артгештальта в одной образовательной группе на просторах необъятной России. Этот случай я достаточно часто вспоминаю, когда и сейчас иногда провожу Арт – поскольку в нем содержится для меня много важных иллюстраций к размышлениям, которыми я частично делился выше…



...Маленький университетский городок вдали от большого основного города, не то чтобы очень промышленного, но нагруженного зданиями, организациями, асфальтом, машинами…

Начало девяностых… Начало лета… Нежная зелень и птичий щебет трепещут за окнами нашей рабочей аудитории.

Я предлагаю участникам гештальт образовательной группы (тема: АГТ) перед обедом «попробовать» работу в стиле «боди – арт». Для примера закатываю рукав своей рубашки, беру кисточку, обмакиваю в обычные то ли акварельные, то ли гуашевые краски, и немного преодолевая собственное смущение — по-моему, никогда раньше этого не делал — наношу первые краски на свою руку…

Участники, воодушевленные моим примером, в парах начинают разрисовывать друг друга… Проходит примерно час этого странного ( одновременно и медитативно - негромкого и радостно - возбужденного) группового действия…

За это время многие участники успели снять с себя «лишние» детали одежды, мешающие разрисовывать себя… Многие полностью раскрасили руки и ноги, некоторые азартные уже рисуют на лице, спине и на плечах…

Я, как тренер, готовлюсь завершать процесс «боди-арта» и призываю участников посмотреть на «картины» на телах других участниках и еще раз посмотреть в зеркале на себя… (Перед тем как смыть с себя краски и пойти на обед).

Участники восхищенно-возбужденно рассматривают и контактируют друг с другом и вдруг ошарашивают меня вопросом: «А можно мы продолжим это занятие после обеда?..» И я неожиданно обнаруживаю в их глазах и интонациях голоса сильное послание (не поймешь, чего в нем больше: «детского» или «взрослого»): «Ну, пожалуйста, это, правда, важно…» И хотя я совершенно не понимаю, что мне с этим делать в дидактическом плане — у меня после обеда запланирована другая «серьезная» тема-работа, но соглашаюсь…

Участники, к моему удивлению, быстро расправляются с проблемой «фрустрации внешней среды» и «дресс-кода»: для выхода на улицу (чтобы добраться до университетской столовой) «приличные» — многие участники преподают в этом городке — накидывают на себя одежду (разумеется, не смывая красок!), а наиболее эпатажные — просто с радостными визгами выбегают из аудитории…

Я внутри себя кое-как разбираюсь с собственными социальными нормировками и программой обучения… Потом, после безуспешных попыток что-то сообразить, решаю не мучить свою голову и отдаться процессу…

А после обеда я все больше радовался своему решению « отключить голову», поскольку она точно не вынесла бы грандиозного зрелища постепенного освобождения группы от одежды и одевания участников в разнообразное оперение красок… Причем некоторые при этом расстались с последними элементами традиционной одежды, а другие, наоборот, с истинным пуританством не снимали даже то, с чем вполне можно было расстаться, учитывая летнюю жару и контекст ситуации…

Я после некоторых терзаний относительно «ролевого статуса» тренера-директора института и «этических правил взаимодействия со студентами» с удовольствием снял-таки с себя футболку для «нательной росписи»…

День завершался спонтанно общегрупповым экстатическим танцем под музыку, «неожиданно» оказавшуюся в аудитории…

На последнем заключительном круге в самом конце этого дня, когда мы все уселись на стулья, у меня как у тренера хватило ума не расспрашивать про «осознавания» и «дидактическую пользу», а просто предложить участникам, которым хочется что-то сказать, себя не останавливать…

Больше всего мне запомнились и тронули слова одной женщины, участницы группы, занимавшей пост в местном управлении образованием. Она показала мизинец на своей левой руке, на котором красовался маленький «цветочек» — единственное, что она нарисовала на своем теле за все это время — и сказала: «Теперь я поняла, что психологи имеют в виду под «принятием». Несмотря на то, что я так ничего и не сняла из своей одежды, на протяжении этих четырех часов никто ни одним словом не понуждал меня это сделать, не подсмеивался надо мной и не упрекал…»



«Артгештальтсообщество»


Мне думается, что различение артгештальта и гештальтарта полезно и для развития социальных сетей. Например, внутри одной и той же ассоциации артгештальттерапевтов могут быть секции по видам Арта (Изобразительный Арт, Музыкальный , Сценический и др.), и по тому, какое место занимает Арт в профессиональной деятельности гештальттерапевтов.

На собственном примере: в стажировке по психосинтезу в Америке в 1991 году вспоминаю, насколько, прямо скажу, не очень интересны лично мне, были психосинтетики в рамках артпсихосинтетического направления (типа New Wave), и насколько выгодно отличались от них - в плане возбуждения моего любопытства — представители терапевтического психосинтеза, к которому тогда тяготел и я…

Поэтому построение профессионального сообщества с ясным осознанием своей профессиональной идентификации и специфики/отличий, на наш взгляд, значительно увеличивает жизнеспособность и ресурсы специалистов, занимающихся «артгештальттерапией». Тем более, что пока АГТ является еще довольно странным и редким «зверем»…

Желаю всем артгештальтистам проЦВЕТания в профессиональной деятельности и в жизни вообще!

Отдельное спасибо Люде Францкевич за энтузиазм и силы, вложенные в выпуск этого сборника, побуждение меня к написанию данной статьи, и энергию по развитию артгештальт сообщества!



Нифонт Долгополов, ректор Московского Института Гештальта и Психодраммы

(из первого ежегодного сборника статей по артгештальттерапии , издающегося аргештальт-объединением Сибири при МИГиП)

Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Новости
14.02.2018
8 АРТ-ФЕЕРИЯ! ВСТРЕЧАЙТЕ !!!2018 г.
Восьмая!!! Арт-феерия!!!!
Читать

14.02.2018
Арт-терапия в гештальт-подходе! НАЧАЛО 27 апреля 2018
Внимание! Объявляем набор на курс «Арт-терапия в Гештальт-подходе. Основы психологического консультирования» 1я ступень. Московский Институт Гештальта и Психодрамы. Старт программы 27 апреля 2018 года.
Читать

27.04.2017
Терапевтическая группа - "Дневник моей жизни".
Начался набор в терапевтическую группу - \"Дневник моей жизни\".
Читать

12.03.2017
Расписание арт-феерии 2017
Подробное расписание арт-феерии!!!
Читать

28.02.2017
МАСТЕР-КЛАССЫ АРТ-ФЕЕРИЯ 2017
АНОНС
Читать

О себе... О мире...
Был когда-то остров на котором обитали все человеческие эмоции и чувства. И жили конечно вместе Страх, Мудрость, Любовь, Грусть, Зависть, Ненависть… Все они были там. Несмотря на некоторые трения, естественные при совместном проживании, жизнь их была исключительно спокойной и даже предсказуемой. Иногда Рутина делала так, чтобы скука заснула, или Импульсивность устраивала какой-нибудь скандал, но чаще всего постоянству и согласию удавалось успокоить Недовольство.

Читать полностью
Гость
Имя  
Пароль  
Регистрация
Забыли пароль?
Сейчас на сайте
Гостей: 3
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 25,791
Посетитель: ozywihis